Перейти к содержимому

Подходы к исследованию религии

Для богословско-теологического метода понимания веры свойственно её толкование подобно как особенного, сверх природного действа, определенного результата необычной взаимосвязи индивида с Господом. Подобным способом вероисповедание с теологического воззрения приобретает над человеческое положение. Отличительной особенностью богословско-теологического метода считается теория веры, изображенная в труде знаменитого православного теолога и священно - служителя Меня «Хроника веры», написанная от его имени согласно использованным материалам публикаций и рукописей его близких приятелей и единомышленников.
А. Мень защищает положение о мистической натуре веры. Вероисповедание, по А. Меню, имеет определенный результат в выражении Священной сути. «Термин вероисповедание не спроста проистекает от латинского глагола religare — то, что означает объединять. Вера есть власть, связывающая вселенную, мостик среди сотворённого общества и Духа Священного». Данная взаимосвязь, согласно суждению православного теолога, неотъемлемо следует от природного желания людской души к соединению со священным духом.
Данная взаимосвязь, полагает А. Мень, исполняется согласно - особенного типа внутреннего постижения — церковного опыта. Духовная ведь практика, согласно его текстам, есть в наиболее единых чертах чувство, взаимосвязанное с ощущением настоящего наличия в нашем существовании, в бытии абсолютно всех людей и целом Космосе, некоего Верховного начала, что концентрирует и делает разумным как наличие Космоса, таким и наше существование.
А. Мень не был ортодоксальным православным теологом. В его трудах есть желание справиться с ограниченностью однобокого конфессионального истолкования церковной теории, попробовать предоставить теорию веры с общечеловеческих позиций. Согласно данному в его концепции духовный опыт — это не только лишь опыт христиан, а практика абсолютно всех верующих людей, эта человеческая практика «Столкновение с Господом, - выделяет он, - совершается в жизни любого. И духовный опыт человека является практикой всесторонне общечеловеческим. Отличие только в том, к какому итогу приводит данное столкновение, понимает ли её индивид, либо идет возле». Окончательная задача богословско-теологического подхода — сохранение и обоснование церковного вероучения, подтверждение вечной важности веры для любого определенного индивида и человечества в целом.

Богословско-теологическому подходу к вере как подходу «внутри» противодействуют общефилософский и общенаучный методы пояснения веры как подходы «вне». Но это не обозначает отрицательную позицию во взаимоотношении с верой. Такой метод способен выполнить то же, что и Богословско-теологический, однако основываться на другой методологии. Богословско-теологический способ познания веры осуществляется на почве принятия церковного вероучения как начальной и абсолютной правды, в рамках «церковного опыта». Общефилософская и академическая методика требует выходить за границы данного опыта, подвергнуть веру критическому изучению с позиций интеллекта, логико-абстрактных и эмпирическо-академических критериев истинности. При данной общности начальных позиций в методологии философии и науки исследования веры, существуют собственные значительные отличительные черты.
Философской методологии присуще универсальность и субстанционализм. Она старается разъяснить все действия и движения реального мира с позиций раскрытия её общих основ и законов, установления «сути» предметов, действий и явлений. Для нее свойственен критический путь ко всем явлениям реальности, в том числе и к вере. Философия, в отличие от теологии, не удовлетворяется принятием все за правду, а все без исключения подвергает под сомнение. Но это не означает, что она непременно старается уничтожить общие верования, высоконравственные традиции существования людей. Философы определяют под сомнение всё, для того чтобы проконтролировать в какой степени крепки данные человеческие установления. Они откидывают те из них, которые показали свою неистинность, а те, что выдержали испытание, они определяют, как наиболее надёжный фундамент познания.

Безусловно, здесь в единых выражениях намечена особенность общефилософского подхода к вере. Философия предполагает собою большое число теорий, школ, направлений и течений. По этой причине в ней могут находиться и реализовываться разнообразные подходы к пониманию веры. Есть течение религиозной философии, в котором орудиями общефилософской методологии устанавливается цель достижения тех же целей, что и в богословско-теологическом подходе к вере. Наравне с церковной философией в XVII — XVIII столетиях пробуждается философия веры. В философии веры, кроме того, доминирует положительная направленность во взаимоотношении оценки значимости веры в существовании человека и общества. Однако толкование веры выходит за грань того либо другого направления понимания веры в церковных конфессиях. Это означает, что возникновение веры и её воздействие на людскую жизнедеятельность в философии веры не доказывает напрямую о другой форме духовного откровения, а вводится на базе каких-то теоретически-закономерных методик. В рамках философии веры имеется учение — интерпретирующий Господа равно как наивысшее Сознание, с бытием которого связано устройство Мира, а кроме того пантеизм (Господь абсолютно во всем) — растворяющий Господа в бытие и в культуре.


Существенное воздействие на формирование религиоведения проявила реалистическая направленность в философии веры, красочным адептом которой был германский мыслитель Л. Фейербах. В собственных трудах он предпринял попытку выявить природные, естественные истоки веры. Вероисповедание, согласно Фейербаху — это людская продукция, результат и модель отчуждения народом собственной сути. Л. Фейербах соединял появление веры с беспомощностью и невежеством варварского человека, его абсолютной связью с естественной мощью природы. Примитивный человек боготворил все то, от чего он находился в зависимости, то что представлялось ему далеким и загадочным. Подобным методом, согласно суждению Л. Фейербаха, появились все без исключения природные веры. В представление «природные веры» Л. Фейербах содержал все различные верования варварских людей, а кроме того еще другие религии, именуемые «языческими верами» (многобожие).

Л. Фейербах старался выявить чувственно психические и гносеологические механизмы появления веры. Главную роль в создании церковных образов он отдавал мощи воображения, то есть вымыслу, который именовал «абстрактной» предпосылкой веры. Людское понимание, согласно суждению Л. Фейербаха, в ходе постижения обладает вероятностью «отступать» от настоящей реальности. При этом одни качества реальности редуцируются, а прочие раздуваются, гиперболизируются. Под влиянием элементов воображения совершается материализация — преобразование единичных качеств сторон, взаимоотношений в независимые сущности, награждение их справедливым присутствием. Л. Фейербах полагал, то что духовные образы одаряются независимым присутствием и делаются объектом религии. Церковная вера, с данных позиций, — это уверенность в справедливом наличии сфантазированных свойств, взаимосвязей, созданий. «Каждый бог — слагал Л. Фейербах в «Лекциях о сути веры» — имеет сущность, образованную воображением, облик и притом облик человеческий, однако облик, который индивид считает за пределами себя и изображает для себя в обличье независимого создания». В духовных вероисповеданиях, к коим принадлежит и христианство, согласно суждению Л. Фейербаха, гипостазированию подвергались подобные максимально всеобщие качества человеческого семейства: сознание, бессмертность, власть, добро. Отсюда и проистекают подобные свойства христианского Господа как «всевидящий», «всеблагой» и т. д.
В трудах Л. Фейербаха исполнялся общефилософский путь к разъяснению общеземной базы, людского источника церковных верований. Л. Фейербах анализировал человека в целом, как естественное создание за пределами его общественных черт. Молодые современники и учащиеся Л. Фейербаха К. Маркс и Ф. Энгельс, в силу отличительных черт собственных креативных наклонностей и фактической работы, определили ключевые основы общественного и общефилософского рассмотрения веры. Согласно суждению К Маркса, сокращение Л. Фейербахом веры к её общеземной базе содержит огромную познавательную значимость. Но «основное остается ещё не произведенным. Личность, согласно Марксу и Энгельсу, — это общественная особь. Суть человека — это комплекс абсолютно всех социальных взаимоотношений. По этой причине поистине общефилософское разъяснение веры способно являться предоставлением только на базе рассмотрения социальных взаимоотношений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *